Популярность модульных зданий стабильно увеличивается, улучшаются технологии их производства, по характеристикам они приближаются к капитальным сооружениям. Монтажу объемных или плоскостных элементов на стройплощадке, однако, всегда предшествует транспортировка. По каким правилам она выполняется? Какие технические средства нужно использовать в процессе?
Конструктивные особенности и их влияние на перевозку
Модульные конструкции представлены двумя основными группами:
На основе модулей полной заводской готовности. Как правило, такие модули – это блок-контейнеры, сразу оснащенные сантехникой, инженерными коммуникациями, элементами отделки. Подобное исполнение упрощает сборку, однако, усложняет перевозку, в особенности, если речь идет о блоках нестандартной конфигурации. Требуется оформление документов, тщательная разработка маршрута, с учетом особенностей дорожной инфраструктуры, непреодолимых препятствий, низких путепроводов, крутых поворотов.
На основе плоскостных элементов. Такие модульные здания имеют основу в виде несущего силового каркаса, обшиты панелями, металлическими листами, составляющими внутренние и наружные стены. Перевозку организовать проще, что объясняется стандартными, не слишком крупными, размерами всех деталей. Основная задача – организовать постоянство подвоза материалов, чтобы исключить задержки при сдаче объекта, своевременно завершить работу.
Автомобильная перевозка: технические средства
Наибольшее распространение получили автомобильные перевозки модульных зданий, характеризующиеся развитой маршрутной сетью, охватывающие в том числе удаленные районы, с которыми отсутствует железнодорожное сообщение. При перевозке применяется следующая техника:
- Тралы. Оптимальны для работы с негабаритами, либо несколькими комбинированными конструкциями. Параметры транспортируемых объектов могут быть достаточно большими: 14 метров по длине, 3.5 – по ширине, 70 тонн – по массе.
- Грузовики с кранами-манипуляторами. Большие модули перевезти не удастся, но транспортное средство расширяет список доступных маршрутов. Грузовики достаточно компактные и маневренные, водитель уверенно чувствует себя в городских условиях, на загруженных дорогах. Благодаря крану, выгрузить модуль на участок удастся даже через препятствие, к примеру, через забор.
- Классический грузовик. Как правило, такая техника рассчитана на модули не больше 2.7х2.5х12 метров. Для погрузки и выгрузки потребуется кран.
Тонкости процесса
При использовании автомобильного транспорта нужно учесть два важных момента:
- Точность прокладки маршрута, чтобы на нем не было непреодолимых препятствий, не возникало опасности для других участников дорожного движения, инфраструктурных объектов.
- Необходимость оформления разрешения. Документ нужен не всегда, а только в ситуациях, когда используется сверхтяжелый транспорт, либо габариты груза выходят за установленные ограничения. В том случае, если длина груженой машины превышает 20 метров, ширина – 2.55, высота – 4, без разрешения не обойтись.
Особенности железнодорожных перевозок
В том случае, если доставить модульные конструкции нужно на большое расстояние, рациональнее использовать железную дорогу. Она также может быть частью мультимодальной перевозки, когда привлекаются 2 вида транспорта, железнодорожный, для основной части пути, и автомобильный, для стартового и финального отрезков.
Транспортировка по стандартному тарифу возможна, если груз не превышает предельных ограничений, действующих в РЖД. Они составляют 3.25 метра по ширине и 2.6 – по высоте. Практика показывает, что для большинства модульных зданий этого вполне достаточно. Чтобы исключить сложности и значительное удорожание процесса, еще на этапе проектирования и производства блок-модулей следует исходить из предельных размеров.
Погрузка и разгрузка: общие моменты и правила безопасности
Перевозке конструкций в обязательном порядке предшествует их размещение на трале, железнодорожной платформе или другом техническом средстве. Чтобы процесс был безопасен как для людей, участвующих в нем, так и для материального имущества, проводить его нужно с соблюдением определенных правил, основные из которых выглядят следующим образом:
- Все работники должны иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную допусками и документами.
- Грузоподъемность крана-манипулятора или другой машины, взаимодействующей с блок-контейнерами, должна быть равна, либо превышать их массу.
- В том случае, если модули перемещаются на кране, нужно использовать стропы соответствующей прочности, канатные, исключающие чрезмерное давление на стенки конструкции, способное привести к повреждениям и деформациям.
- При расположении элементов здания на платформе или трале, нужно следить за центром тяжести, он должен находиться строго на точке пересечения продольной и поперечной осей транспортной единицы.
- Размещение блок-модуля возможно исключительно в позиции “пол – снизу”. Силовой каркас крыши не обладает должной прочностью, попросту не выдержит массы элементы, деформируется или разрушится. Не рассчитаны на подобное давление и боковые каркасные элементы.
- При использовании вилочных погрузчиков допускается исключительно поштучное перемещение модульной конструкции.
Подведение итогов
Чтобы с транспортировкой объектов не возникло проблем, еще на этапе проектирования и производства блок-модулей необходимо учитывать максимальные габариты грузов, действующие для автомобильных и железнодорожных перевозок. Рациональнее подогнать их под действующие требования, нежели оформлять многочисленные документы, получать разрешения, привлекать специализированные транспортные. Это не просто сложно, но и очень дорого.
Перевозку, независимо от специфики, лучше доверить профильной организации, комплексно подходящей к оказанию подобных услуг. Специалисты подберут оптимальный вид транспорта, проложат идеальный маршрут, исключающий задержки и обеспечивающий безопасность груза в пути следования!